Возникновение церковных организаций и их юрисдикция

Материалы » Принятие христианства. Виды наказаний по Соборному уложению » Возникновение церковных организаций и их юрисдикция

После принятия христианства в качестве государственной религии на Руси складываются церковные организации и юрисдикция. Духовенство делилось на черное «монашеское» и белое «приходское». Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри. Церковь получила право приобретение земель, населенных деревень, осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении «церковных людей», дела о преступлениях против нравственности, брачно-семейные).

Церковное землевладение первоначально возникало из княжеских земельных пожалований. Другими источниками были пожалования частных лиц и свои собственные приобретения.

Княжеские пожалования церкви кроме земельных наделов включали также разного рода челядь, странников и изгоев, лиц тесно зависимых от собственника передаваемой земли. Формировалось достаточно автономное «церковное общество», защищенное следующими привилегиями:

- освобождение от уплаты податей и исполнения повинностей;

- право на получение «десятины» и иммунитетами;

- особый суд, собственная администрация.

Общее право и княжеская власть не вторгались в эту сферу.

В качестве митрополии Константинопольского Патриарха русская православная Церковь осуществляла суверенную законодательную деятельность. Акты, издаваемые ею, носили форму соборных постановлений и канонических посланий.

Многие церковно-правовые акты имели государственное происхождение и издавались разными инстанциями и органами: великими и удельными князьями, византийскими императорами, позже – золотоордынскими ханами.

Княжеские уставы регулировали преимущественно отношения между Церковью и государством, предоставляя Церкви различные льготы.

Подытожив ответы на эти два исторических вопроса, отмечу, что главным фактором, способствующим образованию Древнерусского государства при таких особенностях как многонациональность государства (проживание на территории Древнерусского государства различных по этническому составу племен, но схожих по этнической общности и языческим верованиям) явилось принятие христианства. На выбор были: ислам, католичество, иудаизм, греческое православие. Но ближе всего для Руси стало христианство, фундаментально давшей толчок к дальнейшему развитию культуры славянских племен. Одновременно с христианством была перенесена азбука и система знаков препинания для письменности. Первоначально на Руси появились два алфавита глаголица и кириллица, но вскоре сохранилась лишь кириллица, знаки которой были удобны и точнее соответствовали звукам древнерусского языка. Письменность привела к интенсивному развитию литературы. Высокое развитие культуры XI-XIII веков отразилось в памятниках архитектуры: в это время было начато строительство крестовокупольных храмов во Владимире (успенский собор), в Киеве (храм Софии), в Суздале (церковь Покрова на Нерли).

В домонгольской Руси сложилась культура европейского уровня. К сожалению не все созданное великими русскими мастерами, ремесленниками и зодчими уцелело в период татаро-монгольского нашествия.

Пути решений социально-культурных проблем
Форсированными методами в эти годы решались и социальные проблемы, включая и проблемы культурного строительства. Строительство нового общества требовало изменения не только экономического и политического облика, но и мировоззренческого, д ...

Формирование древнерусского государства
Не только изменившееся индивидуальное и групповое самосознание и усложнившиеся межплеменные отношения, но и хозяйственная, экономическая деятельность побуждала людей к поиску более подходящих форм общежития. Следовательно, можно говорить ...

Ушаков и Суворов. Ионическая кампания
Глубокое проникновение выдающегося флотоводца Ф.Ф. Ушакова в тайны военной науки, прекрасное знание им психологии нижних чинов, новаторство в военной практике - все это роднило его с великим Суворовым. И Суворов в свою очередь высоко цени ...