Заключение

Таким образом, в работе раскрыты особенности исторического развития России и проблемы ее модернизации в XIX веке. Сформулированы исторические этапы развития российской цивилизации, которые объединены с модернизационными, проанализированы их особенности. На всем протяжении развития российской цивилизации просматривались попытки ее модернизации, каждая из которых имела свои особенности и разную степень завершенности. Во-первых, модернизация в России, как правило, инициировалась «сверху», осуществлялась волевыми усилиями верховной власти. Во-вторых, Россия претерпела несколько модернизаций (полных или частичных), которые ставили цель вывести общество на новую ступень развития, влияя на экономические, политические, конфессиональные, культурные и другие аспекты. Характеризовались они тем, что: осуществлялись посредством различных методов достижения поставленных целей; не всегда имели системный характер, а поэтому протекали иногда медленно и в итоге свертывались, так и не дав ожидаемых результатов; носили непредсказуемый, но вместе с тем глубокий характер; осуществлялись при поддержке государственных структур; проводились в условиях недостатка финансовых средств, что отражалось на сроках, степени завершенности и глубине преобразований. Следовательно, Россия в XIX веке представляла собой страну с индустриальным обществом.

Цивилизационные исследования являются сегодня одним из признанных и влиятельных направлений общественной мысли. Основоположником цивилизационной концепции общественного развития является русский мыслитель Н.Я. Данилевский. Книга Данилевского «Россия и Европа», как это давно осознали некоторые представители европейской историографии, действительно явилась новым словом в социальной философии и в исторической науке, в том числе в методологии истории. Как признал известный немецкий исследователь В. Шубарт, Данилевский на полвека предвосхитил «Закат Европы» О.Шпенглера.

В разработку цивилизационной концепции России наибольший вклад внесли: К.Н. Леонтьев и евразийцы – Л.П. Карсавин, П.М. Бицилли, П.Н. Савицкий, Г.В. Вернадский, Н.Н. Алексеев, Н.С. Трубецкой и др. Большинство исследователей считают Россию цивилизацией особого типа, в которой представлены элементы и восточного, и западного общества. Не только географически, цивилизационно, но и исторически Россия является Евразией. Россия должна идти в общем русле развития мировой цивилизации, продвигаться к постиндустриальному обществу, опираясь на творчески переработанную (с учетом нашей самобытности) западную модель развития. У России нет иного пути, кроме пути укрепления своего статуса как одного из центров общей мировой цивилизации. На этом пути Россия сможет не только обеспечить сохранение своей территориальной целостности, безопасное существование и приумножение населения своих народов, но и не потерять себя в качестве самостоятельной, уникальной и неповторимой цивилизации.

Дискуссии о самобытности российской цивилизации необходимы нам для уяснение специфики российской цивилизации и должно способствовать лучшему пониманию современных проблем и способов их разрешения.

Новая политика императора
В згляды императора, во многом определяли его политический курс, который в области внутренней политики характеризовался неприкрытой реакцией и нашедший своё выражение, как уже отмечалось, в манифесте об незыблемости самодержавия от 29 апр ...

Образование
П оскольку студенчество считалось главным источником вольнодумства, рассадником республиканских идей и всякого рода смуты, российские университеты стали одной из первых жертв охранительного курса. Новый университетский устав 1884 г. упра ...

Хаменеи: биография и становления как личность. Жизнь Сейед Али Хаменеи
Аятолла Хадж Сейед Али Хосейни Хаменеи, родился в 1939 году (в 1317 по солнечной хиджре) в городе Мешхеде, расположенном в иранской провинции Харосан, в семье священнослужителя. Его отец, аятолла Хадж Сейед Джавад, был одним из известных ...