ВведениеСтраница 1
Специфика исторического пути России уже давно является предметом ожесточенных споров. С самого начала проблема самобытности приняла характер острейших столкновений по поводу путей России, по поводу ответа на вопрос, что это за страна среди других стран и народов.
Двойственное географическое расположение и культурное развитие вызвали философские исследования, споры по поводу цивилизационного места России. Проблема «Восток-Запад» обостряется в России в переломные эпохи, когда решаются судьбы страны. Поэтому споры приобрели острейший политический характер. Впервые эту проблему поднял в знаменитых «Философических письмах» русский мыслитель П.Я. Чаадаев. Таинственность, непознаваемость, непонятность Руси для других народов подчеркивал А.А. Блок в поэме «Скифы».
Спор о самобытности России и ее исторического пути в конце XIX - начале XX вв. был связан с довольно значительным влиянием идей В.С. Соловьева.
Действительно, что есть Россия - это Запад или Восток? Или Россия соединяет в себе оба начала? А может быть, Россия уникальна? Хотя масштабы ее изучения и определенная узость самой постановки проблемы не идет ни в какое сравнение с ее значением в жизни общества, тем не менее, наука собрала для решения проблемы самобытности исторического пути России значительный материал.
Никогда прежде проблемы изучения исторического опыта, его значения в жизни людей не стояли так остро, как в России на пороге XXI века. Судьба России, успех осуществляемых в стране преобразований – проблема глубоко волнующая каждого россиянина. Современная историческая ситуация требует от теоретиков и политиков более пристального внимания к разработке продуктивных технологий построения развитого гражданского общества. Для этого необходимо решить вопрос цивилизационной идентичности России – насколько соответствуют сильная государственность, принципы демократии, правовые основы сущностным характеристикам российского общества, особенностям социального обустройства, национальной государственности.
Теория и история российской цивилизации стояла и стоит перед проблемой осмысления и научной типологизации исторического пути России, что позволит объяснить и в определенной степени предсказать развитие российской цивилизации.
Россия вновь ищет способы обновления не только своей экономики, политических и общественных институтов, но и всей системы ценностей, основ своего социокультурного бытия, способов жизни российского общества, которые отвечали бы реалиям современности. Россию необходимо рассматривать как отдельную цивилизацию, самостоятельную и самобытную, анализ которой требует особого методологического и понятийного аппарата. Сегодня, в условиях наметившегося выхода из кризиса, в нашем обществе вновь вспыхнула дискуссия о месте России в мировом цивилизационном процессе. Актуальной проблемой в процессе самопознания России является определение ее роли в новом геополитическом балансе и в новой цивилизационной конфигурации, сложившейся к началу XXI века. Она вызвана следующими моментами:
- пониманием того, что настал момент самоопределения России как самобытной, своеобразной суперэтнической цивилизации;
- осознанием опасности потери уникальности российской цивилизации в связи с экспансией либерально-демократической цивилизации под прикрытием идеи «нового мирового порядка»;
- видением преимуществ особого географического положения России, которые определяют социально-экономическую значимость страны в новой геополитической реальности.
Следовательно, уяснение специфики российской цивилизации может и должно способствовать лучшему пониманию современных проблем и способов их разрешения.
Необходимость, сущность и особенность индустриализации
экономики Красноярского края
Индустриализация
– создание крупного машинного производства, прежде всего тяжёлой промышленности (энергетики, металлургии, машиностроения, нефтехимии и других базовых отраслей). В СССР речь шла о возобновлении индустриализации, начатой е ...
Достижения в области хозяйственной и производственной деятельности
Основой дренеиндийского производства во все времена был труд отдельного ремесленника кустаря, которому помогали главным образом члены его семью. Однако были известны и крупные мануфактуры, обслуживались в основном наемным трудом.
Формой ...
Восстания в других городах
Вслед за московскими рабочими восстали рабочие Уфы, Перми, Сормова, Горловки, Ростова-на-Дону, Новороссийска, Красноярска, Читы, Владивостока и многих других городов. В Новороссийске, Чите, Красноярске власть временно перешла в руки рабоч ...