Эволюция торгово-промышленного предпринимательства в Российской империи. Влияние реформ 60-70-х гг. XIX века на развитие капитализма в России

Материалы » Торгово-промышленное предпринимательство в Казанской губернии в XIX-начале XX вв. » Эволюция торгово-промышленного предпринимательства в Российской империи. Влияние реформ 60-70-х гг. XIX века на развитие капитализма в России

По реформе 1861 года «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»[8], знаменовавшая вступление России в капиталистическую стадию развития, крестьянин был объявлен юридически свободным, получил личную свободу и имущественные права: владеть движимым и недвижимым имуществом, заниматься торговлей и промыслами, заключать сделки, предъявлять иски и пр. Это было, несомненно, крупным прогрессивным шагом. Однако становление капитализма в России в пореформенную эпоху проходило в условиях, когда в стране сохранились сильнейшие пережитки крепостничества, которые всячески тормозили развитие капитализма.

Но несмотря на это, Россия непрерывно развивалась по капиталистическому пути, ее хозяйство и вся ее жизнь перестраивались на капиталистический лад. Товарное производство стало господствующей формой во всех отраслях хозяйства. Товаром стала и рабочая сила, являющаяся важнейшим показателем развития капитализма в стране. Непрерывно росло городское население, концентрируясь в крупных городах. «Громадный рост крупных индустриальных центров и образование целого ряда новых центров, — писал Ленин в статье «Развитие капитализма в России», — есть один из характернейших симптомов пореформенной эпохи»[9].

Широкое развитие получила организация системы кредита банка, акционерных обществ, являющаяся необходимым условием капиталистического преобразования народного хозяйства. Наряду с Государственным банком, учрежденным в 1860 году, появились и непрерывно росли частные банки, общества взаимного кредита, акционерные общества и т. д. Вклады всех коммерческих банков за 15 лет (с 1864 по 1879г.) выросли почти в четыре раза, а сумма выданных ссуд увеличилась за эти же годы в 27 раз[10].

Одной из важнейших предпосылок капиталистического преобразования страны явилось широкое железнодорожное строительство в пореформенную эпоху как средствами казны, так и частными компаниями.

Железные дороги содействовали вовлечению в товарооборот страны все новых и новых районов, они привели к росту специализации районов и усилению торговли между ними, они упрочили связь народного хозяйства страны, в первую очередь сельского хозяйства, с мировым рынком. Все это содействовало росту товарности сельского хозяйства, усиливало разложение крестьянства. Железнодорожное строительство сильно содействовало и развитию промышленности, особенно металлургической, машиностроительной и угольной, поскольку железные дороги предъявляли этим отраслям непрерывно растущий спрос на рельсы, паровозы, вагоны, топливо и т. д. Постройка железных дорог усилила сбыт промышленной продукции как внутри страны, так и на внешнем рынке (Персия, Турция и т. д.). Наконец, строительство железных дорог имело большое стратегическое значение.

Коренные изменения произошли и в социальной структуре общества. Старые классы феодальной России — дворянство и крестьянство — меняли свой облик. Старое крестьянство разрушалось. Среди него шел глубокий процесс расслоения на сельскую буржуазию и сельский пролетариат.