Достижения в области хозяйственной и производственной деятельности
Страница 1

Материалы » Социально-экономическая и культурная характеристика индийского общества ХIII-ХVII вв. » Достижения в области хозяйственной и производственной деятельности

Основой дренеиндийского производства во все времена был труд отдельного ремесленника кустаря, которому помогали главным образом члены его семью. Однако были известны и крупные мануфактуры, обслуживались в основном наемным трудом.

Формой производственной организации в более широком масштабе, чем отдельный ремесленник, и, вероятно, более обычной; чем предпринимались, было объединение работников на кооперативных началах. Существование артелей способствовало развитию разделения труда.

Большую часть своих изделий ремесленник продавал непосредственно покупателю прямо на пороге своей мастерской. Обычно каждый вид ремесла или торговли был сосредоточен на определенной улице или базаре, где находились и мастерская, и лавка, и жилища ремесленника.

Наряду с государством существовал ещё один институт, игравший важную роль в контроле цен и качества товаров. Это была гильдия (шрени), определенная форма производственной и торговой организации, которая имела в древней Индии такое же большое значение, как и во многих других древних и средневековых цивилизациях.

Шрени объединяли как ремесленные, так и отдельных представителей данной профессии в корпоративную организацию, она устанавливала правила труда и оплаты, стандарты и цены на товары, с которыми имели дело её члены. Установления шрени имели силу закона, их поддерживали царь и правительство. По отношению к своим членам корпорация обладала судебными правами, которые признавались государством. Суд шрени, как и совет касты, мог изгнать непослушного члена, и такое наказание практически лишало его возможности заниматься наследственной профессией и низводили до положения нищего /Алаев, 1976, с. 149/.

Во главе корпорации стоял руководитель, обычно называвшийся «старейшина», которому помогал небольшой совет из старших членов. Должность старейшины обычно бывала наследственной, и её занимал один из самых богатых людей шрены. В памитском каноне старейшина неизменно описывается как очень богатый, нередко весьма влиятельным при дворе человек, с которым советуется сам царь. Как и в средневековой Европе, символами корпоративной жизни шрени были собственные знамена, а также церемониальные опахала из хвоста яка, служившие знаками высокого достоинства.

Эти и другие эмблемы иногда жаловались царской грамотой. Члены шрени несли их во время религиозных церемоний. Некоторые корпорации, опять-таки как в средневековой Европе, имели собственную охрану, которые в трудные времена приходила на помощь царской армии. Несмотря на примитивность орудий труда индийских ремесленников, их изделия во все времена вызывали восхищение своим совершенством. Нельзя недооценивать достижения индийцев в развитии производственной техники. Как хорошо видно на скульптурных изображениях, прядильщики и ткачи Индии вырабатывали почти прозрачные шелка и тончайшие муелины. В отличии от древней Греции и средневекового Китая в Индии не получило развитие настоящее искусство керамики.

С эстетической точки зрения ни одно изделие исторической эпохи не может сравниться с простыми и в то же время прекрасными по рисунку доисторическими образцами керамики Северо-западной Индии. Но и гончарные изделия того типа, который обычно называют «северная черная полированная керамика», были большим техническим достижением. Что касается искусства обработки камня, то о нем свидетельствуют огромные монолитные колонны периода Маурьев. Все они сделаны из песчаника, происходившего из одной и той же каменоломни в Чунаре, приблизительно в 25 милях к юго-западу от Варанаси.

В различных частях Северной Индии, начиная от Санчи на юге и до непальских тераев на севере, обнаружено около 30 колонн. Их скульптурные капители представляют собой великолепные произведения искусства, но как свидетельство технических достижений Индии еще большее значение имеют сами колонны. При весе в 50 тонн и высоте около 40 футов они были высечены из цельных каменных блоков и изумительно отполированы. Часто их приходилось перевозить на многие сотни миль к тому месту, где они сейчас стоят. Процесс их изготовления, полировки и транспортировки до сих пор ещё не совсем ясен. Секрет был, очевидно, утрачен после периода Маурьев, когда не стало школы ремесленников, обрабатывавших чунарский песчаник /Бэшем, 1977, 257/.

До нас много прекрасных образцов поздней резьбы по камню, и некоторые из них как произведения искусства оставляют более сильное художественное впечатление, чем маурийские колонны, но в обработке огромных каменных глыб Индия вряд ли когда-либо достигла такого совершенства. Железная колонна в Мехарауме около Дели представляет собой ещё более заечательное явление, хотя имеет меньшую художественную ценность и не производит с первого взгляда такого сильного впечатления, как маурийские колонны. Она воздвигнута в честь царя Чандры, по-видимому. Чандра Гупты II (ок. 375-415), и теперь находится рядом со знаменитым Кутб-Минаром, одним из величайших архитектурных памятников мусульманской Индии, хотя первоначально её поставили на холме возле Амбалы.

Страницы: 1 2