Одежда и украшения.
Страница 1

Одежда, которую носили индийцы в древности, начиная с ведийской эпохи, мало отличается он от современной. Подобно большинству древних народов, обитавших в странах с жарким климатом, индийцы обычно носили полотнища ткани, перекинутые через плечо, складками не спадавшие вдоль тела и закрепленные застёжками. Таким куском ткани, подвязанным вокруг талии поясом или шнуром, было нижнее одеяние (паридхома, васана); верхнее одеяние (уттария) состояла из другого полотнища но уже перекинутого через плечо в виде шали. Верхнюю одежду часто снимали дома или в жаркую погоду, особенно люди из низших сословий. Третье одеяние (провара), имевшая вид плаща или мантии, носили в холодное время года.

Как и сейчас, это была одежда для обоих полов и различались только её размеры, узор ткани и манера ношения. Иногда нижнее одеяние было совсем небольшим или превращалось в набедренную повязку, но у богатых людей оно не редко доходило до пят.

Хотя все эти одеяния не требовало шитья, это искусство было известно в Индии и женщины часто изображаются одетыми в жакеты или особые лифы. Нашествие шаков и кушаков из Средней Азии занесли в Индию шаровары, мода на которые среди правящего класса держалось по крайней мере до эпохи Гуптов. Это видно из того, что цари этой династии многих макетах изображены в шароварах. В Южной Индии в средние века богинь и цариц часто изображали одетыми в лёгкие, плотно облегающие панталоны. Ткань, из которой изготовлялись эти одежды, варьировали от шерсти, которую носили зимой на севере, до прозрачных шелков, сквозь которые просвечивало тело. На фресках Аджанты и Боиха видно, что ткани часто крошили или же расписывали узором из ярких полос и клеток.

В большей части Индии обувь главным образом защищала ноги от палящей земли индийского лета, но в Гималаях носили войлочные сапоги центрально-азиатского образца.

Обычным головным убором мужчин были тюрбаны, тщательно закреплявшиеся различными способами. В ранний период, по крайней мере в торжественных случаях женщины делали большую замысловатую прическу с украшениями, не встречающиеся в настоящее время, но в эпоху Гуптов женщин обычно изображают либо с непокрытой головой с простой прической в виде короны, либо покрывали. Ортодоксальные брахманы брили голову, оставляя одну прядь на темени, которую никогда не подстригали, но мужчины и женщины других сословий обычно отращивали длинные волосы. Наиболее распространенная женская прическа представляла собой большой узел, свернутый на затылке, часто украшенный сеткой или нитью драгоценных камней. Косы, столь обычные в наше время, хотя и засвидетельствованы в культуре Хараппы упоминаются в литературе, средних веков не фигурируют в скульптуре /там же, с. 238/.

Одна деталь вызывает противоречия у тех, кто занимается изучением женской одежды в древней Индии. На протяжении всего рассматриваемого периода женщины и в живописи и в скульптуре изображаются обнаженные до пояса; в то же время стыдливость современной индийской женщины общеизвестна.

Джеймс Фергюссон, один из первых серьезных исследователей древнеиндийской скульптуры, категорически заявил, что до мусульманского завоевания индийские женщины обнажали грудь без малейшего стеснения. Это заключение, однако, вызвало возражение.

Некоторые исследователи утверждают, что, подобно грекам и римлянам, индийские художники и скульпторы по традиции изображали женские фигуры полуобнаженными, хотя это не соответствует действительности. Вряд ли, однако, с этим тезисом можно согласиться. Античный художник одевал своих женщин, если изображал реальную жизнь, а не мифологические сюжеты. Между тем даже несовершенно реалистичных барельефах ранней пластики Бхархута и Санчи, изображающих городскую жизнь Индии, почти нет женщин с закрытой грудью, даже среди толпы. Правда, в литературе неоднократно упоминаются лифы, а в живописи и в скульптуре иногда встречаются изображения женщин с закрытой грудью, но ведь на северных равнинах и в холмистых частях Декана в течении нескольких месяцев в году бывают довольно холодно и ношение лифа может быть вызвано скорее климатом, чем стыдливостью.

Страницы: 1 2

Освободительные движения Индии последней трети Х1Х века – начала ХХ века. Индийский Национальный конгресс и его течения
Индийский национальный конгресс (ИНК), крупнейшая политическая партия Индии. Основана в декабре 1885. В конце 19 в. ИНК не выходил за рамки лояльной оппозиции колониальному режиму; выражал главным образом интересы верхних слоев индийской ...

Захват западных и южных русских земель Литвой и Польшей
Включение в состав Великого княжества Литовского большого числа русских земель, причем с более высоким уровнем общественных отношений и культуры, вело к русификации этого государства. С XIV в. оно, собственно, и именовалось Великим княжес ...

Предпосылки и подготовка Законодательства об отмене крепостного права. Предпосылки отмены крепостного права
Предпосылки, которые, в конечном счете, привели к отмене крепостного права в России, складывались давно. [1] В первую очередь они выражались в углублении в последние десятилетия перед реформой 1861г. Социально-экономические процессы раз ...