Норманнская и антинорманнская теорияСтраница 1
Норманнская теория выдвинута изначально в XVIII веке Байером и поддержанная в последующих работах многими последователями (Г.Ф.Миллер, А.Л.Шлёцер, И.Э.Тунман, X.Ф.Хольманн, К.X.Рафн, А.А.Куник, В.Томсен, Ф.А.Браун, Т.Я.Арне, Р.Экблом, М.Р.Фасмер, А.Стендер-Петерсен, Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский, М.Н.Погодин, А.Л.Погодин, А.А.Шахматов, В.А.Брим, А.А.Васильев, Н.Г.Беляев, В.А.Мошин, В. Кипарский). Мы можем увидеть, что многие ученые поддерживали именно эту точку зрения. Также есть и другая теория – антинорманнская, представленная такими учеными как М.В.Ломоносов, С.П.Крашенинников, Ю.Венелин, С.А.Гедеонов, Д.И.Иловайский.
Основное мнение по данному поводу, принадлежит историку В.О.Ключевскому. Он считает, что княжеская дружина, служа орудием администрации в руках киевского князя, торгуя вместе с купечеством больших городов, носила вместе с ним специальное название руси. До сих пор не объяснено удовлетворительно ни историческое происхождение, ни этимологическое значение этого загадочного слова. По предположению автора древней Повести о Русской земле, первоначальное значение его было племенное: так называлось то варяжское племя, из которого вышли первые наши князья. Потом это слово получило сословное значение: русью в X в., по Константину Багрянородному и арабским писателям, назывался высший класс русского общества, преимущественно княжеская дружина, состоявшая в большинстве из тех же варягов. Позднее: Русь, или Русская земля, — выражение, впервые появляющееся в Игоревом договоре 945 г.,— получило географическое значение: так называлась преимущественно Киевская область, где гуще осаживались пришлые варяги ("поляне, яже ныне зовомая русь", по выражению Начальной летописи). Наконец, в XI — XII вв., когда Русь как племя слилась с туземными славянами, оба эти термина Русь и Русская земля, не теряя географического значения, являются со значением политическим: так стала называться вся территория, подвластная русским князьям, со всем христианским славяно-русским ее населением.
Договор Игоря с греками заключили в 945 г. послы от киевского правительства и гости, купцы, которые вели торговые дела с Византией. Те и другие говорят о себе в договоре: " .мы от рода русского ели и гостье". Все это были варяги. В перечне 25 послов нет ни одного славянского имени; из 25 или 26 купцов только одного или двоих можно признать славянами. Указывая на близость тогдашнего русского купечества к киевскому правительству, призвавшему купцов к участию в таком важном дипломатическом акте, договор вскрывает и роль варягов в заморской русской торговле того времени: как люди бывалые и привычные к морю, варяги, входившие в состав туземного купечества, служили его комиссионерами, посредниками между ним и заморскими рынками. Сторонним наблюдателям оба класса, княжеская дружина и городское купечество, представлялись одним общественным слоем, который носил общее название Руси, и, по замечанию восточных писателей X в., занимался исключительно войной и торговлей, не имел ни деревень, ни пашен, т. е. не успел еще сделаться землевладельческим классом.
С.М.Соловьев по-другому смотрел на слова "варяги" и "русь". Он считал, что, сличив различные толкования ученых, можно вывести верное заключение, что под именем варягов разумелись дружины, составленные из людей, волею или неволею покинувших свое отечество и принужденных искать счастья на морях или в странах чуждых; это название, как видно, образовалось на западе, у племен германских; на востоке у племен славянских, финских, греков и арабов таким же общим названием для подобных дружин было русь (рос), означая, как видно, людей-мореплавателей, приходящих на кораблях, морем, входящих по рекам внутрь стран, живущих по берегам морским. Прибавим сюда, что название "русь" было гораздо более распространено на юге, чем на севере, и что, по всей вероятности, русь на берегах Черного моря была известна прежде половины IX века, прежде прибытия Рюрика с братьями.
Основная масса славян селилась на местах, где можно было добывать соль, и именно это служило поводом для их поселений. Исходя из этого, Г.И.Анохин и пытается добраться до сути событий, которые описаны в летописи. Слова "соль" и "рус" являются в его теории основополагающими.
В том толковании, которое исследует Г.И. Анохин слово "рус", он считает, что и некоторые историки (В.О.Ключевский и Е.А.Рыдзевская) видят не только этническую, но и социально-экономическую характеристику.
По их мнению, "рус" - это социальная окраска слова, означающая "дородный", "богатый". "Богатство, а затем и более высокое социально-экономическое положение по сравнению с прочими социальными группами славян Восточной Европы, в том числе и словенами, к племенной группе которых они относились, дали русам при их первичной независимости от кого-либо доходы от продажи добываемой на их земле соли".
Юность Александра Невского
Из сохранившихся до наших дней древних источников известно, что родиной Александра Невского был город Переславль - Залесский. Точную же дату его рождения установить пока не удается. Ученые предполагают, что она скорее всего выпадает на 12 ...
Полтавская баталия
Полтавское сражение - генеральное сражение между русской и шведской армиями 27 июня (10 июля) 1709 года в ходе Северной войны (1700-1721 гг.).
Весной 1709 года после неудачной зимней кампании на Украине войско шведского Карла XII (35 тыс ...
Музыка
Очень долго культуру Древней Руси называли "культурой глубокого молчания". Постепенно стали известны многочисленные памятники литературы, иконописи, декоративно-прикладного искусства, а в последнюю очередь - записи русской культ ...