Культ личности Сталина: его проявление. Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства  по–сталински.
Страница 2

Материалы » Культ личности Иосифа Виссарионовича Сталина и преодоление его последствий » Культ личности Сталина: его проявление. Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства  по–сталински.

Вот что писал М. А. Шолохов 18 июня 1929 года Сталину: " . Вы бы поглядели, что творится у нас и в соседнем Нижневолжском крае. Жмут на кулака, а середняк уже раздавлен. Беднота голодает, имущество, вплоть до самоваров и полостей, продают. Народ звереет, настроение подавленное, на будущий год посевной клин катастрофически уменьшится. И как следствие умело проведенного нажима на кулака является факт (чудовищный факт!) появление на территории соседнего округа оформившихся политических банд . После этого и давайте заверять о союзе с середняком. Ведь все это проделывалось в отношении пошлин середняка.

Коллективизация по-сталински - это миллионы репрессированных крестьян.

Так, в хрестоматии "История России 1917-1940", один из документов свидетельствуют: "В 1930 году выселено 113013 семей - 551330 человек. В 1931 году всего выселено 243531 семья - 1128198 человек.[10]

Современные исследователи приводят данные о числе репрессированных самые разные, но всегда это десятки миллионов высланных в восточные районы СССР, умершие от голода. А всего не менее 13-15 миллионов.

«Ускоренная модернизация» промышленности и сельского хозяйства, осуществление которой кое-кто ставит в заслугу и И. В. Сталину. Первоисточник этой концепции можно найти в докладах И. В. Сталина, который завораживающими цифрами - миллионами тонн угля, чугуна, стали хотел вытеснить из народного сознания даже повод думать о других миллионах - о миллионах изгнанных из родных мест, погибших от голода, расстрелянных или догнивающих в лагерях.

Обращение В.И. Ленина к нэпу говорит о том, что он видел возможность иной, не «насильственной» модернизации экономики дореволюционной России. Однако эта возможность представляла собой вполне реальную угрозу для управленческого аппарата. Там, где между хозяйственными звеньями складывались нормальные экономические отношения, нужда в специальной фигуре посредника и контролера отпадала. В ходе сосуществования бюрократических и экономических способов хозяйственного развития страны последние явно демонстрировали свои преимущества - как с точки зрения гибкости, так и с точки зрения рациональности и дешевизны.

Выбор между двумя моделями модернизации экономики, в особенности же между двумя путями развития тяжелой промышленности (которую Сталин воспринимал прежде всего и главным образом в аспекте усиления своей собственной власти), совершался совсем не гладко. Грубо говоря, вопрос стоял так: за чей счет будет осуществляться это развитие? За счет народа, которому после некоторых послаблений, пришедших вместе с нэпом, придется вновь затягивать пояса? Или за счет новой власти, которой предстояло либо поступиться своей политической властью, переквалифицировавшись в рационально функционирующую администрацию, либо вообще уйти со сцены? Решать и делать выбор предстояло тем, кто имел эту власть, то есть все той же главенствующей верхушке в лице И. В. Сталина, присвоившей себе право говорить от имени народа. Однако сделать выбор было гораздо легче, чем его осуществить. Бертольд Брехт как-то сказал: «Если диктатор современного типа замечает, что не пользуется доверием народа, то первое же его поползновение - уволить в отставку сам народ, заменив его другим, более лояльным»[11]. Нечто вроде такой «отставки» предложили Вождь российскому крестьянству, когда понял, что народ не примет модель ускоренной индустриализации. Насильственная коллективизация была способом тотальной перековки крестьянства, чтобы в итоге получить народ, достаточно послушный Вождю.[12]

Страницы: 1 2 

Причины, ход и итоги русско-японской войны. Причины и характер войны
Вступление ведущих капиталистических держав в стадию империализма привело к обострению международных противоречий. Особенно острыми были противоречия на Дальнем Востоке, где развернулась борьба империалистов за раздел Китая — отсталого, п ...

Погосты, слободки, сельские монастыри
Разбирая в свое время систему сельского расселения в вотчине Троице-Сергиева монастыря, Б.А.Романов образно называл ее “выразительной коллекцией поселенческих типов”4. Значительный интерес представляют в этой “коллекции” погосты. Их доля ...

Обострение межконфессиональных отношений и трагедия 1860 г. в Дамаске
Согласно султанскому манифесту 1856 г., христиане и иудеи в Османской империи были официально уравнены в правах с мусульманами. Подушная подать-джизья была отменена. Немусульманам отныне разрешалось ношение оружия, езда верхом в городах, ...