Заключение

В период хрущёвской оттепели, а также в годы правления Л.И. Брежнева профсоюзы всячески использовали возможность усилить свои защитные, контрольные и другие функции, укрепить свои правовые и организационные позиции. В 1958 году на основе Указа Президиума Верховного Совета СССР было принято «Положение о правах фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза» (обновлённое затем в 1971 году), в 1965-ом — «Положение о социалистическом государственном производственном предприятии», в 1970-ом — новый КЗоТ («Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде» — важнейший документ для профсоюзов), в 1974 году принимается «Положение о трудовых спорах», в 1977-ом — «Положение о товарищеских судах», а также другие документы — всё это давало большие возможности для эффективной работы профсоюзам. И вместе с тем, как это и было на протяжении всей советской истории, государство беззастенчиво эксплуатировало их авторитет, особенно в периоды, когда нужно было обеспечить тот или иной трудовой почин, повысить производительность труда, рационализаторскую и изобретательскую инициативность, новый взлёт социалистического соревнования, укрепить дисциплину и так далее — эксплуатировались сравнительно безвозмездно, так сказать, приёмами социологического воздействия на массы. В оправдание можно лишь сказать, что таков был характер политической системы советского общества, в которую профсоюзы входили одной из её составных частей («приводные ремни») и, к сожалению, зачастую неравноценно подчиняющие свою волю партийно-государственным интересам. Философски говоря, советская триада — власть – партия - профсоюзы — в идеале должна бы быть едина, но не слиты во едино, то есть воля – одна, а функции – ипостасные. Причём функция профсоюзов не обязательно должна быть ограничена единственной – защитной, как пытаются уверить иные современные идеологи, по-новому возвращаясь к старым перепевам; безусловно, это главная, но всё-таки не единственная функция профсоюзов. Да, дух времени, долгие годы разрушительно вызревавший в недрах советской тринитарной догматики, вырвался наружу и сейчас не оставляет крайне ослабевшим профсоюзам практически никакого места, кроме ниши малосильной правовой защиты трудящихся. Это, по большому счёту, функциональная ущербность их. Но колоссальный опыт советского профсоюзного движения показывает, что общественный организм без здоровых, инициативных, полнокровных профсоюзов будет хром и кособок, пока не найдётся им соответствующая замена, которой, увы, не предвидится, или пока не восстановится их многосторонняя сила. Стул на двух ногах даже под виртуозным циркачом долго не простоит, и колесо с двумя спицами далеко не уедет. И выходит так, что осуществление власти при помощи профсоюзов, нанесло пагубное влияние на их работу сейчас. Привычка кому-то подчиняться у профсоюзов осталась, а те, кому они десятки лет подчинялись, то есть правительству, партии, оставили их. И уже в наше время эта привычка сыграла злую шутку, ведь профсоюзы стали зависимы непосредственно от того предприятия, в котором существуют, как один из его элементов.

[1] История профсоюзов СССР. Ч. 2 (1938–1978 годы) /Под ред. Г.В. Шарапова. – М.: Профиздат, 1979 г.

[2] Профсоюзы СССР. Документы и материалы. М.: Профиздат, 1974

[3] Профсоюзы СССР. Документы и материалы. М.: Профиздат, 1974

[4] Материалы XXII съезда КПСС. М.: Госполитиздат, 1961

[5] Профсоюзы: вчера, сегодня, завтра. Юргенс И.Ю., Можаев В.Е., - БПА., 1996

[6] http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1129618

[7] Профсоюзы СССР. Документы и материалы. Т. 5 (1963 – 1973 гг.). М.: Профиздат, 1974

[8] Материалы XXIV съезда КПСС. М.: Политиздат, 1971

[9] Материалы XXIV съезда КПСС. М.: Политиздат, 1971

[10] Международное рабочее и профсоюзное движение на современном этапе. Баглай М.В.

– М.: Профиздат, 1979

[11] Материалы XV съезда профессиональных союзов СССР. М.: Профиздат, 1972

[12] Профсоюзы СССР. Документы и материалы. Т. 5 (1963 – 1973 гг.). М.: Профиздат, 1974

Социально-правовая программа политики просвещенного абсолютизма
Содержание программы отражается в проведении ряда реформ. Екатерина II чувствовала необходимость «свежих перемен», многие мероприятия екатерининского правительства (а порой с инициативой самой императрицы) несут на себе печать просвещенно ...

Политическая и социально-экономическая структура Османского государства в XVI-XVII вв.
К концу XVI в. Османская империя, владея огромной территорией в Европе (Балканы, Юго-Восточная Европа, Крым с прилегающими землями Приазовья и Причерноморья), в Африке (Северная Африка, кроме Марокко) и Азии (Малая Азия, Аравия, Сирия, Па ...

Теоретические проблемы “крупной феодальной вотчины”
В процессе научного изучения феодальной эпохи одним из генерализующих понятий всегда являлась вотчина-сеньория. С нею связывалось господство крупной земельной собственности в соединении с политической властью ее носителей. Мысль Ш.Монтеск ...