Битва за Ленинград 1941—1944 гг

Битва за Ленинград была самой длительной в ходе Великой Отечественной войны, и продолжалась с 10 июля 1941 г. по 9 августа 1944 г. Советские войска в ходе 900-дневной обороны Ленинграда сковали крупные силы германской и всю финскую армию, способствовали победам Красной Армии на других участках советско-германского фронта. Оборона Ленинграда стала символом мужества и героизма советского народа и его Вооруженных Сил. Ленинградцы показали образцы стойкости, выдержки и патриотизма. Дорогую цену заплатили жители города, потери которых во время блокады составили около 1 млн. человек. В ходе войны Гитлер неоднократно требовал сровнять город с землей, истребить все его население, задушить голодом, подавить сопротивление защитников массированными воздушными и артиллерийскими ударами. На город было обрушено около 150 тыс. снарядов, свыше 102 тыс. зажигательных и около 5 тыс. фугасных бомб.

Но его защитники не дрогнули. Оборона Ленинграда приобрела всенародный характер, выразившийся в тесной сплоченности войск и населения под руководством городского комитета обороны. В июле — сентябре 1941 г. в городе было сформировано 10 дивизий народного ополчения. Несмотря на тяжелейшие условия, промышленность Ленинграда не прекращала свою работу. За период блокады было отремонтировано и произведено 2 тыс. танков, 1,5 тыс. самолетов, тысячи орудий, много боевых кораблей, изготовлено 225 тыс. автоматов, 12 тыс. минометов, около 10 млн. снарядов и мин.

Городской комитет обороны, партийные и советские органы делали все возможное для спасения населения от голода. Помощь Ленинграду осуществлялась по транспортной магистрали через Ладожское озеро, названной Дорогой жизни. Перевозки в периоды навигации производили Ладожская флотилия и Северо-Западное речное пароходство. 22 ноября начала действовать военно-автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера, по которой только зимой 1941/42 г. было доставлено более 360 тыс. тонн грузов. За весь период действия по Дороге жизни было перевезено свыше 1,6 млн. тонн грузов, эвакуировано около 1,4 млн. человек. Для подачи в город нефтепродуктов был проложен трубопровод по дну Ладожского озера, а осенью 1942 г. — энергетический кабель.

С моря Ленинград прикрывал Балтийский флот. Он также обеспечивал войсковые перевозки в Финском заливе и по Ладожскому озеру. На оккупированной врагом территории Ленинградской, Новгородской и Псковской областей развернули активную борьбу партизаны.

12—30 января 1943 г. была проведена операция по прорыву блокады Ленинграда («Искра»). В операции участвовали ударные группировки Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота и авиации дальнего действия. Продолжительность операции — 19 суток. Ширина фронта боевых действий — 45 км. Глубина продвижения советских войск — 60 км. Среднесуточные темпы наступления — 3—3,5 км.

В ходе наступления войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда, создав коридор шириной 8—11 км, позволивший восстановить сухопутные коммуникации города со страной. Южное побережье Ладожского озера было очищено от противника. Несмотря на то что дальнейшее наступление советских войск развития не получило, операция по прорыву блокады имела важное стратегическое значение и явилась переломным моментом в битве за Ленинград. Замысел врага задушить голодом защитников и жителей города был сорван. Инициатива ведения боевых действий на этом направлении перешла к Красной Армии.

С 14 января по 1 марта 1944 г. войсками Ленинградского, Волховского и частью сил 2-го Прибалтийского фронтов во взаимодействии с Балтийским флотом проводилась Ленинградско-Новгородская стратегическая наступательная операция.

В ее итоге советские войска к исходу 1 марта вышли на границу Латвийской ССР. В результате Ленинградско-Новгородской операции было нанесено тяжелое поражение немецкой группе армий «Север» и окончательно снята блокада Ленинграда, освобождены почти вся Ленинградская и Новгородская области, а также основная часть Калининской, советские войска вступили в пределы Эстонии. Тем самым были созданы благоприятные условия для разгрома противника в Прибалтике.

Согласно Федеральному закону «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 г. 27 января отмечается в Российской Федерации как День снятия блокады города Ленинграда.

Внешняя политика и дипломатия
Внешняя политика - самая блестящая сторона государственной деятельности Екатерины, произведшая наиболее сильное впечатление на современников и ближайшее потомство. Когда хотят сказать самое лучшее, что можно сказать об этом царствовании, ...

Сеньориальная эксплуатация монастырских крестьян в конце ХVI - ХVII в. (региональные очерки)
а) 1590-1620-е годы. - отработочная рента Важнейшей ее формой являлась полевая барщина, количественные показатели и широкое территориальное распространение которой у Троицкого монастыря в конце ХVI в. (по 28 уездам) представлены в табл. ...

Специфика экономического и национального развития Далмации
На протяжении всего XIX века и вплоть до 1918 г. были оторваны от Хорватии приморские районы Истрии и Далмации. Таким образом, Хорватия и Славония не имели морского порта, так как Риека подчинялась Венгрии, лишь с присоединением к Хорвати ...