Воеводина в составе империи Габсбургов в конце ХУШ века – 1914 г.
Страница 1

Материалы » Хорваты и сербы в составе монархии Габсбургов в Новое время » Воеводина в составе империи Габсбургов в конце ХУШ века – 1914 г.

Социально-политическое положение сербских земель монархии в первой половине XIX в.

Современная автономная республика Воеводина в составе Союзной Республики Югославии расположена на территории, которая до 1918 года входила в империю Габсбургов. Границы современной Воеводины устанавливались после второй мировой войны и несут на себе отпечаток политических и национальных реалий тех дней. В ХУШ – начале ХХ вв. земли эти отвоеванные у Османской империи составляли либо части Военной Границы, либо часть Триединого королевства Хорватии Славонии и Далмации (Срем), либо южные комитаты (округа) Венгерского королевства. Собственно об этих южных комитатах Венгрии – Бачке, Баране и Банате и идет речь, когда говорят о Воеводине конца ХУШ – начала ХХ веков. Сам термин – Воеводина – является самоназванием вышеуказанных территорий сербами, которые постоянно настаивали на учреждении должности их верховного правителя – воеводы.

На Пожунском сейме 1792 г. сербы были объявлены равноправными подданными Венгрии, а митрополит и епископы получили право участвовать в работе венгерского государственного собрания. Но их права постоянно ущемлялись, особенно при приеме на государственную службу. Фактическим главой края в 1790–1836 гг. был карловацкий митрополит Стеван Стратимирович. При нем ни разу не созывался сербский народно-церковный сабор – орган местного народного представительства. Митрополит не желал участия в саборах светских лиц, сосредоточив всю власть в своих руках. С этого времени можно говорить о все усиливающемся конфликте между церковными и светскими лидерами среди сербов Воеводины. Первый сабор был созван лишь через год после смерти Стратимировича и на нем митрополитом был избран епископ Стеван Станкович. На этом саборе народные представители требовали проведения заседаний, посвященных обсуждению ключевых вопросов жизни сербов в Австрии. Однако император не позволил превратить сабор в общенародный орган, оставив ему по-прежнему лишь церковные функции. Такая же ситуация повторилась и во время выборов следующего митрополита Иосифа Раячича (1785–1861 гг.).

Помимо Воеводины и Военной Границы компактные группы сербов были рассредоточены по всему Венгерскому королевству. Но самыми крупными центрами были гг. Нови Сад (20.000 чел.) и Сремские Карловцы – резиденция сербского митрополита. Вместе с тем большие колонии сербов были и в других районах Венгрии. На этих территориях – Воеводины и Венгрии уже в ХУШ веке сложилась прослойка сербских торговцев, ремесленников, а в Х1Х веке формируется сербская национальная буржуазия и интеллигенция. Сербская торговая буржуазия занимала важное место в деле поддержки просвещения и культуры. Благодаря этим меценатам в 1826 году было создано первое культурно-просветительное учреждение академического типа у сербов – Матица Сербская, ставшее центром научной мысли всех сербов, как в Австрийской империи, так и за ее пределами. Сербские газеты и журналы издавались в Нови Саде и в Пеште, также являвшемся одним из центров сербской диаспоры в Венгрии. С 1792 г. в Сремских Карловцах и с 1810 г. в Нови Саде стали работать сербские гимназии. Начальные и средние школы к этому времени уже здесь были широко распространены. Общий уровень грамотности по сравнению с сербами, проживающими в Османской империи, был очень высок.

Во время Первого сербского восстания т.н. «австрийские сербы» участвовали в качестве добровольцев в боях с турецкой армией, оказывали материальную поддержку повстанцам, принимали раненых и беженцев, способствовали развитию культурных и государственных институтов в Белградском пашалыке. После подавления восстания около ста тысяч беженцев укрылись на территории Австрийской империи. Тесные связи сербов по обе стороны рек Савы и Дуная сохранялись на протяжении всего Х1Х века вплоть до Первой мировой войны. Признание автономии сербского княжества (1833 г.) и затем завоевание его независимости (1878 г.) укрепили надежды на создание единого сербского государства и породили у части сербов Австрии сецессионистские настроения.

Наряду с утопичной для того времени идеей возможного выхода из Австрийской империи, гораздо более актуальным был вопрос правовых норм существования сербов в Венгерском королевстве и в империи в целом. Привилегии Леопольда 1 практически утратили свою реальную значимость. Вся автономия сербов сводилась исключительно к церковным и школьным делам. Особенно сложной стала ситуация с автономными правами после того как Бараня, Бачка и часть Баната были выведены из Военной Границы в конце ХУШ – начале Х1Х века и вошли в состав Венгерского королевства в качестве рядовых административных единиц. Урегулирование отношений с венгерским центром становится главной задачей сербов. Главным был вопрос о признании церковно-народного сабора местным органом управления. Такого признания вплоть до 1848 г. сербы не получили ни от Вены, ни от Пешта. Не менее важным был вопрос о представительстве сербов в венгерском государственном собрании. И здесь не удалось добиться избрания депутатов по национальному признаку, они должны были быть избраны по тем же правилам, что и в остальных дистриктах. Венгерское руководство старалось пресечь рост сербского сепаратистского движения и проводило наряду с жесткими политическими мерами и экономические. Так на территории Баната, Бачки и Барани ранее в основном заселенные сербами венгерские власти переселяли венгров, румын и словаков, предоставляя им земли. Австрийский центр в свою очередь способствовал колонизации края немцами, в том числе и религиозными диссидентами из немецких государств. Таким образом, с нарастанием волны колонизации сербы уже не составляли большинства на территории Воеводины.

Страницы: 1 2

Белорусы
Т.I. Введение в изучение языка и народной словесности. - Варшава, 1903. Труд переидавался: Белоруссы. Т.I. Введение в изучение языка и народной словесности. - Вильна, 1904. Т. II. Язык белорусского племени. В.1. - [S. l.], 1908.Т. II. Я ...

Вотчины приписных монастырей в конце ХVI в.
Обзор землевладения приписных монастырей следует начать с пустыни св. Георгия в Гороховце. Она располагалась в низовьях р.Клязьмы на рубеже Великого Владимирского и Нижегородско-Суздальского княжеств. Лишь позднейшие известия имеются об ...

Массовый героизм - источник патриотизма наших дней
Великая Отечественная война показала, какая поистине безграничная мощь таится в народных массах, если они ведут священную борьбу за свое Отечество. В годы войны патриотизм стал массовым, стал нормой поведения советских воинов. Об этом сви ...