Движение декабристовСтраница 2
Конституция Муравьева отменяла привилегированные сословия в обществе, упраздняла военные поселения и заменяла рекрутские наборы всеобщей воинской повинностью. Она провозглашала свободу вероисповедания, свободу слова, печати, передвижения и др.
Никита Муравьев считал, что для свержения самодержавия необходимо воспользоваться силой оружия, т.е. произвести возмущение в войсках и призвать их к восстанию. При решении национального вопроса Пестель провозглашал равенство всех национальностей, но не ставил вопроса о праве наций на самоопределение, считая, что все народы России должны слиться в единый народ (кроме поляков). Столицей республики и Пестель, и Муравьев планировали сделать Нижний Новгород.
Проект конституции Пестеля провозглашал главный буржуазный принцип – священное и неприкосновенное право личной собственности. Он устанавливал для всех граждан республики полную свободу занятий и вероисповеданий. Муравьев, хорошо знакомый с вышедшей к тому времени политической литературой, в том числе с законами революционной Франции, Североамериканских Соединенных Штатов, с испанской конституцией 1812 г., также провозглашал в своей Конституции основные буржуазные принципы.
Но, в отличие от «Русской Правды» Пестеля, классовая дворянская ограниченность проекта Муравьева отразилась в подходе к решению вопроса о крепостном праве. Он торжественно декларировал отмену крепостного права, но при этом устанавливал неприкосновенность помещичьего землевладения. Крестьяне получали свободу без земли. Только в последнем варианте Конституции Муравьев предусматривал выделение бывшим помещичьим крестьянам усадьбы и по две десятины земли на каждый двор. Ограниченность предлагаемого проекта сказалась также в вопросе о гражданстве. Избирательное право обусловливалось имущественным цензом. Хотя программы декабристов были прогрессивными, они носили умозрительный характер, опирались на передовую мысль Запада, а не на реалии России, хотя и несли печать русской специфики – уравнительность, централизм, великодержавность.
Выводы.
В ХІХ веке Австро - Венгерская империя прошла долгий и сложный путь развития. Зная о печальном конце империи в 1918 году, можно только удивляться, как она могла существовать столь долго без серьезных национальных потрясений. С позиций ХХІ ...
Историография истории России в конце 60 – первой половине 80-х годов ХХ в.
Историографическая ситуация. Изменение историографической ситуации наметилось вскоре после Октябрьского (1964 г.) Пленума ЦК КПСС когда в политике более или менее четко обозначился поворот к сталинизму. На XXIII съезде партии прозвучал пр ...
Демократическое направление русской общественной мысли
На рубеже 40—50-х годов XIX в. в России складывается демократическое направление общественной мысли, наиболее видными представителями которого являлись В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, "левое" крыло петрашевцев, а та ...