Введение

Анализ политики Петра I в области земельных отношений актуален постольку, поскольку, любые реформы, проводимые центральной властью опираются на определенные материальные, экономические, предпосылки. Признавая, что основным результатом петровских реформ стало изменение положения России на внешнеполитической арене за счет резко усилившейся военной мощи, и повышения управляемости государства за счет реформирования бюрократической системы, а также обеспечения возможности длительного проведения политики, направленной на укрепление "политического потенциала" центральной власти, необходимо понимать за счет каких материальных ресурсов достигались эти результаты. Несмотря на блестящие военные успехи и значительный прирост территорий, практически, все мероприятия, действия петровского правительства обеспечивались за счет эксплуатации внутренних ресурсов территории, доставшейся Петру I "в наследство" при восшествии на престол. Роль военной добычи, контрибуций, а также роста торгового оборота за счет расширения контроля над торговыми путями, в формировании финансовых и материальных ресурсов государства, практически, была крайне малой. К началу XVIII в. 97% населения России жили в сельской местности, к концу века доля городского населения возросла, всего, на 2% [5, c. 210 - 215]. Таким образом, можно сделать вывод, что аграрный сектор являлся основным донором экономических ресурсов петровских преобразований. Вместе с тем, земля – основной ресурс сельскохозяйственного производства. Oрганизация эксплуатации земель определяется правовым статусом земли (начиная от, собственно, формальной принадлежности тому или иному государству, до описания правового положения конкретного земельного участка в процессе его реального или потенциально возможного хозяйственного использования). В тоже время, правовой статус земель определяет жизнь населения, возможность использовать земли определенным способом, количество присваемого и отчуждаемого продукта, сам характер присвоения и отчуждения результатов землепользования (натуральный и/или товарно-денежный). В широком смысле земля физически обеспечивает возможность ведения не только сельскохозяйственного, но и промышленного производства (как источник сырья, место размещения производства, ареал рекрутинга рабочей силы) [2, c. 274]. Кроме этого, земля (в самом широком смысле, включая, также и обводненные территории) обеспечивает возможность физического перемещения людей, товаров, и финансов; земля же служит, собственно, для размещения не только сельских поселений, но и городов. Таким образом, в узком смысле земельная политика, в основном, является основой аграрной политики государства, а самом широком – регулирует использование основного ресурса государства (особенно континентального) – его территории, доступной для хозяйственной деятельности. Таким образом, к вопросам земельной политики могут относиться вопросы регулирования не только сельского хозяйства, но и промышленности (особенно горнодобывающей), торговли, организации гражданского и военного управления. Комплексный характер петровских реформ предопределил и то, что мероприятия, которые можно отнести к сфере реализации земельной политики, реформе землепользования за долгие 36 лет его правления осуществлялись во всех возможных сферах землепользования. Необходимо отметить, что рассматривая собственно, петровскую эпоху, необходимо понимать, что реформам подверглась уже достаточно регламетированная и имеющая давние исторические корни система землепользования, нашедшая свое формальное отражение в Соборном Уложении 1649 г. (т. е. относящимся ко времени царствования отца Петра I Алексея Михайловича Романова – второго государя из династии Романовых). Если царствование первого Романова – Михаила прошло под знаком преодоления последствий Смутного времени и управление государством осуществлялось в современной терминологии в "ручном режиме", то в правление Алексея – формализация, регламентация государственного управления и попытки добиться военного превосходства над соседями (Польшей, Швецией, Турцией), а также начало активного заимствования европейских достижений, в т. ч. посредством приглашения на службу иностранцев – стали основной составляющей политики. Петр I, реформируя прикладной инструментарий власти – в политике – скорее традиционалист, старающийся максимально использовать внутренние экономические ресурсы страны в интересах политики, проводимой центральной властью, и его земельная политика – скорее логичное, но ускоренное продолжение политики его предшественников.

Профсоюзы СССР и совершенствование развитого социализма. XXIV съезд КПСС
Одним из рубежей в жизни партии явился XXIV съезд КПСС март – апрель 1971 года. Съезд заслушал и обсудил Отчётный доклад Центрального Комитета партии, с которым выступил Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев. Были утверждены Директив ...

Освещение Крестного хода в русской культуре
На Всероссийской научно практической конференции «V Дамиановские чтения», которая состоялась в Курске, много шуму наделал доклад заведующего группой исторической библиографии Российской национальной библиотеки кандидата исторических наук ...

Крестьяне государевы и владельческие. Происхождение крепостного права
Основным фактом хозяйственной и социальной истории Московской Руси являются огромные земельные просторы при постоянном недостатке рабочих рук для их обработки. Впрочем, пространства «доброй» земли в Северо – Восточной России не так уж вел ...