Государственная внешнеторговая политика Киевской Руси (IX — XII вв.)Страница 1
Внешняя политика Киевской Руси была направлена на укрепление государства, охрану границ, развитие торговых, культурных связей с соседями, расширение территорий. Получение дополнительных ресурсов за счет военных походов. Широкие экономические, политические связи имела Русь с Европой. Особое место занимали отношения с Византией. Отношения с кочевниками строились на отказе от территориальных приобретений. Оседлый земледельческий и городской быт Руси был несовместим с кочевой культурой. Поэтому шло укрепление границ со степью, отражались их набеги, велись упреждающие удары и т.п.
В VIII - IX вв. происходит большой приток массы славянских переселенцев в область Днепра. Это было не только территориальное перемещение, но и экономическое событие огромной важности, перевернувшее прежний порядок. Славянам открылась возможность развивать торговлю, чему также немало способствовало доминировавшее на пространстве между Волгой и Днепром Хазарское государство, где этот род деятельности преобладал. Расселившись по Днепру и его притокам одинокими укрепленными дворами, восточнославянские поселенцы стали налаживать обмен товарами.
Среди однодворок появились мелкие сборные торговые пункты, где обменивались, торговали произведенным продуктом. Такие сборные места назывались погостами. Эти мелкие сельские рынки вели к более крупным, образовавшимся на особенно оживленных торговых путях, связанных с внешней Черноморско-Каспийской торговлей.
Более важные погосты служили местом сбора дани и отправления судебных дел. Поэтому еще до возникновения внутреннего централизующего правительства они стали административными и судебными округами, т.е. территориальными правительственными организациями. Будучи торговыми центрами и складскими пунктами для сложившихся вокруг них промышленных округов, играя роль административных и судебных органов, главные погосты самостоятельно управляли своими округами. Наконец, самые главные - 4 погосты благодаря выгодам местоположения в процессе торговли, промышленного и культурного обмена выросли в города со значением волостных центров.
В этих городах крепло положение князей, бояр и купцов. Важным направлением государственной деятельности был сбыт результатов полюдья. Внешняя торговля Руси являлась прямым продолжением сбора княжеской ренты в подчиненных Киеву землях. В размахе торговых предприятий, в их организационной слаженности и той мощной поддержке, которой они пользовались со стороны великокняжеского войска, чувствовалась мощь государственного организма Киевской Руси. Каждую весну она экспортировала несметное количество товаров, собранных за шесть месяцев кругового полюдья. Сборщики дани становились мореходами, участниками сухопутных торговых маршрутов, воинами, отражавшими нападения охотников до легкой наживы, купцами, продававшими русский товар и закупавшими чужой.
Ладьи с воском, медом, мехами и прочими предметами экспорта обычно снаряжались в заморские плавания в Киеве или ближайших к нему городах на Днепре. Русских купцов хорошо знали на Востоке, в Центральной и Северной Европе. Их сухопутные караваны возили результаты полюдья в Багдад и Индию. По Черному морю русские военно-торговые экспедиции ходили в Болгарию и Византию.
Русь находилась на транзитных путях между Западом и Востоком - по Волге и по Днепру. И если Венеция разбогатела, потому что держала в своих руках транзитную дорогу по Средиземному морю, торговлю между Азией и Южной Европой, то транзитная дорога между Азией и Северной Европой, конечно, должна была способствовать процветанию Киевской Руси.
Сопротивление невольников европейским работорговцам и рабовладельцам
Столкнувшись с проявлениями жестокости европейских работорговцев по отношению к невольникам, перспективой навсегда оставить привычные места обитания, невыносимостью условий плавания через Атлантику, вызывавшего высокую смертность среди ра ...
Белорусская стратегическая наступательная операция 1944 г
Операция носила кодовое название «Багратион» и проводилась с 23 июня по 29 августа 1944 г. войсками 1-го Прибалтийского, 3-го, 2-го и 1-го Белорусских фронтов при участии сил Днепровской военной флотилии. В составе 1-го Белорусского фронт ...
Особенности российского предпринимательства
Территориальное разделение труда и специализация различных областей страны по производству сельскохозяйственной продукции расширяли внутренний рынок. Выделяются специфические зерновые районы Поволжья и юга страны, а также Сибири. Отсутств ...